Главная > Ребёнок от года до трёх лет > Диагностика умственного развития детей от 2 до 3 лет

Диагностика умственного развития детей от 2 до 3 лет


23-08-2013, 23:46. Разместил: admin

Диагностика умственного развития детей от 2 до 3 летВсе родители хотят, чтобы их ребенок вырос самым умным, и уровень интеллектуального развития в основном определяют в сравнении с другими детками. Поэтому мы расскажем о некоторых тестах, с помощью которых можно определить, насколько развит ваш ребенок умственно.

Единственное, что хочется отметить, результаты действительно актуальны, только в тех случаях, когда ребенок захочет сам принять участие в тестировании, и поэтому вам необходимо обратить внимание на настроение ребенка, и чем - то его мотивировать.

Основные параметры оценки детей:

- принятие задания: согласие ребенка выполнить задание, не зависит от качества выполнения. Основное и необходимое условие.

- способ выполнения задания: самостоятельное выполнение, выполнение с помощью взрослого (возможно обучение), самостоятельное выполнение после обучения.

Задания предлагаются от самого простого до более сложных, некоторые повторяются, чтобы исключить некоторые факторы, например проявления мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать препятствием (разбор и складывание матрешки). Если ребенок неадекватно реагирует, и неадекватно выполняет задание, это свидетельствует о нарушении умственного развития.

- обучаемость: при анализе результатов, уделяйте внимание на возможность ребенка принимать помощь, пусть дети выполняют действия по подражанию, выполняют задания по подражанию  с использованием жестов и речевой инструкции. Демонстрируйте способ выполнения задания не более 3 раз. Отсутствие результатов иногда может быть связано с нарушением эмоциональной сферы и снижением интеллекта.

- отношение к результату своей деятельности: для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность конечным результатом, если же ему безразлично, что он делает, и каков результат, это свидетельствует о нарушении его интеллектуальных способностей.

Балы, которые наберет ребенок за 10 заданий суммируются, и затем определяем группу развития ребенка.

 

Задания:

 

1. Лови шарик

Задание для установления контакта с ребенком, определение ручной моторики, способность ребенка к слежению за двигающимся предметом.

Необходимо: шарик, желобок.

Обследование: родитель кладет шарик на желобок и просит ребенка поймать его, после поворачивает желобок и просит катить шарик, родитель ловит шарик. Так повторяем 4 раза.

Если ребенок не ловит шарик, показываем ребенку до 3 раз как это делать.

Оценка.

1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после демонстрации, ведет себя неадекватно (берет в рот шарик, бросает его).

2 - ребенок обучился в процессе игры, пытается ловить и катить шарик, но не всегда получается.

3 - ребенок сам начал сотрудничать, не всегда получается, но после обучения результат положительный.

4 - ребенок сразу сотрудничает, успешно катит и ловит шарик.

 

2. Прячем шарик

Задание для выявления практического ориентирования ребенка на величину.

Необходимо: для детей 2-2.5 года 2 коробки с крышками разные по величине.  Для детей 2.5- 3 года 3 коробки с крышками и соответствующее количество шариков.

Обследование. Кладем 2  (3) коробки, разные по величине, крышки кладем отдельно, кладем шарик в одну из коробок и просим ребенка закрыть коробки крышками, не объясняя какую крышку необходимо взять.

Если ребенок неверно подбирает крышки, показываем ему и объясняем: большая крышка к большой коробке, а маленькая к маленькой.

После этого ребенок должен сам выполнить задание.

Оценка.

1 балл - ребенок не понял задание даже после обучения.

2 - после обучения пытается сделать, но самостоятельно выполнить задание не получается.

3 - сразу понял задание, но испытывает некоторые трудности, но после обучения задание выполняет.

4 - задание выполняется сразу, без чьей либо помощи.

 

3. Матрешка

Задание для выявления развития ориентирования ребенка на величину предметов.

Необходимо: 2  двухсоставные (трехсоставные) матрешки для детей 2-2.5 (2.5-3) года.

Обследование. Ребенку даем матрешку и просим раскрыть ее, если ребенок ничего не делает, раскрываем матрешку, и просим собрать ее, если ребенок не справляется, обучаем его на своем примере.

Обучение. Берем вторую матрешку, раскрываем ее, и просим ребенка повторить со своей матрешкой, затем просим ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, после обучения ребенок должен самостоятельно сделать это.

Оценка.

1 балл - даже после обучения ребенок не выполняет задание, неадекватно ведет себя, берет в рот, кидает части матрешки и т.д.

2 - самостоятельно не справляется, но с условием подражания на примере взрослого выполняет задание.

3 - ребенок понял задание, но справляется с ним только после инструкции, после обучения самостоятельно выполняет задание.

4 - сразу понял задание и выполняет самостоятельно, заинтересован в конечном результате.

 

4. Пирамидка

Задание на определение развития у ребенка ориентирования на величину, соотносящихся действий, ведущей руки, целенаправленности и согласованности действий обеих рук.

Необходимо: пирамидка из 3 (4) колец.

Обследование. Говорим ребенку разобрать пирамидку, если ребенок не разбирает, сами разбираем ее и говорим ему собрать.

Обучение. Если ребенок не выполняет задание, сами даем ребенку по одному кольцу, и показываем, что нужно одеть на стержень, затем говорим чтобы выполнил сам.

Оценка.

1 балл - ребенок не выполняет задание, вместо этого ведет себя неадекватно (разбрасывает кольца и т.д.).

2 - ребенок  выполняет задание, но не учитывает размеры колец. После обучения размер так же не учитывает, ведущая рука не определена, к результату безразличен, согласованности рук нет.

3 - ребенок сразу выполняет задание, но размер не учитывает, после обучения выполняет задание правильно.

4 - ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, четкая согласованность обеих рук, имеется интерес в конечном результате.

 

5. Парные картинки

Задание на определение уровня развития зрительного восприятия предметных картинок.

Необходимо: 2 пары (4 пары) картинок для детей 2-2.5 (2.5-3) года.

Обследование. Перед ребенком кладем 2 предметные картинки, такая же пара картинок находится у вас, достаем одну картинку и показываем ребенку, и просим показать такую же.

Обучение. Если ребенок не понимает, что от него хотят, пальцем показываем ему, у меня такая картинка и у тебя такая же есть.

Оценка.

1 балл- ребенок даже после обучения неадекватно себя ведет.

2 - ребенок понимает задание, но выполнить не может, после обучения самостоятельно выполнить не может.

3 - ребенок понимает задание, но допускает одну ошибку, после обучения делает все правильно.

4 - сразу правильно выполняет задание.

 

6. Цветные кубики

Задание для выделения цвета, как признака различия, и называние цветов.

Оборудование: 4 пары кубиков.(4 цвета).

Обследование. Ставим перед ребенком 2 или 4 цветных кубика (в зависимости от возраста), точно такие же находятся у вас, и просим показать такой же, который вы взяли в руку, затем просим показать, где кубик красного цвета, затем желтого, затем пусть по очереди назовет цвета каждого кубика, в конце указываем на кубик и спрашиваем какого он цвета.

Обучение. В случае, когда ребенок цвета различает, но не может выделить по слову, учим его выделять цвета, повторяя несколько раз цвет, после обучения проверяем возможность самостоятельного выполнения задания.

Оценка.

1 балл - даже после обучения ребенок не различает цвета.

2 - сравнивает 2 цвета, но по слову не выделяет цвета даже после обучения.

3 - отличает и выделяет цвет по слову.

4 - отличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета.

 

7. Разрезные картинки

Задание для определения уровня развития восприятия целостности картинки.

Необходимо: две одинаковые картинки, одну разрезаем на 2 или 3 части, в зависимости от возраста.

Обследование. Показываем ребенку части картинки и просим собрать целую.

Обучение. Если ребенок не может сложить целую картинку из фрагментов, показываем ему целую картинку, и просим сложить такую же, если  это не помогло, сами накладываем один фрагмент на целую картинку, и просим ребенка наложить другой.

Оценка.

1 балл - ребенок и после обучения ведет себя неадекватно, и не пытается сложить фрагменты.

2 - самостоятельно не справляется с заданием, но с помощью взрослого удается выполнить задание, безразличие к конечному результату.

3 - ребенок после обучения самостоятельно складывает картинку.

4 - ребенок самостоятельно складывает картинку.

 

8. Конструирование из палочек

Задание для определения развития целостного восприятия, умение ребенка действовать по подражанию.

Необходимо:4 или 6 палочек одного цвета для детей 2-2.5 и 2.5-3 года соответственно.

Обследование. Строим перед ребенком фигурку из палочек, и просим ребенка сложить такую же.

Обучение. Если ребенок не справляется, просим ребенка повторять и постепенно строим заново, затем просим самостоятельно выполнить задание.

Оценка.

1 балл - ребенок после обучения ведет себя неадекватно, бросает палочки, махает ими и т.д.

2 - после обучение пытается строить фигуру, но соответствие не достигается.

3 - задание понимает, но строит фигуру только с помощью метода подражания.

4 - ребенок  самостоятельно выполняет задание, заинтересован в результате.

 

9. Тележка

Задание для определения уровня развития действенного мышления.

Необходимо: тележка с кольцом, тесемка.

Обследование. Продеваем тесемку через кольцо тележки, и кладем тележку на край стола, на другую сторону стола кладем 2 края тесемки на небольшое расстояние друг от друга (40-50 см.),  просим ребенка достать тележку,  так как он не достанет до нее ему необходимо воспользоваться тесемкой, причем ему нужно догадаться тянуть сразу за 2 конца тесемки.

Оценка.

1 балл - ребенок не понимает задание и не стремится к выполнению.

2 - пытается рукой достать до тележки, после неудачных попыток отказывается от задания.

3 - ребенок пытается достать, но тянет за 1 конец тесемки, после нескольких неудач, правильно выполняет задание.

4 - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание правильно.

 

10. Рисуем дорожку

Задание для определения ведущей руки, согласованности рук, на понимание речевых инструкций.

Необходимо: карандаш, бумага.

Обследование. Ребенку даем карандаш и бумагу и просим нарисовать дорожку.

Оценка.

1 балл - ребенок ведет себя неадекватно, не выполняет инструкции.

2 - ребенок просто черкает карандашом по бумаге.

3 - пытается нарисовать дорожку, без определенного направления, ведущая рука определена, но согласованности рук нет.

4 - ребенок выполняет задание правильно, полностью выполняет инструкцию.

 

Группа 1 (10-12 балов), дети которые не понимают инструкцию, не понимают цель задания, не готовы сотрудничать со взрослыми. Показатели свидетельствуют о несоответствии их интеллектуального развития и потребности в комплексном обследовании.

Группа 2 (13-23 балла), дети самостоятельно не могут выполнить задание, есть стремление выполнить задание. Необходимо использовать другие методы обучения, и обследоваться у психоневролога. В дошкольных учреждениях групповые занятия для них вообще не развивающие, и необходимо разрабатывать индивидуальные коррекционные задания для них.

Группа 3 (24-33 балла), с интересом сотрудничают со взрослыми, пытаются выполнить задание, но часто не получается без помощи взрослых.

В этой группе могут оказаться дети с нарушением зрения, слуха, речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.д.

Группа 4(34-40 баллов), дети с интересом выполняют все задания, самостоятельно действуют на уровне практического ориентирования. Условия, которые создаются в детском саду и дома достаточно для нормального умственного развития.

Если ваш ребенок не совсем удачно справился с заданиями это повод родителям пересмотреть методы его обучения, возможно, помогут развивающие игры, которые используются в статье, а можно и записать ребенка в школу развития, и совместно стимулировать его интеллектуальные способности.

Помните, что у ребенка до 3 лет мозг очень пластичен, не упустите это «золотое» время!


Вернуться назад