Главная > Дошкольник > Развитие ребенка: особенности развития внимания у детей

Развитие ребенка: особенности развития внимания у детей


23-08-2013, 23:46. Разместил: admin

Развитие ребенка: особенности развития внимания у детей

Младший школьный возраст благоприятен для развития внимания у детей. Без нормальной сформированности этой психической функции процесс обучения мало возможен. На уроках учитель привлекает внимание учащихся к учебному материалу, пытаясь удержать его длительное время, переключая с одного вида работы на другую.

По сравнению с детьми 4-5 лет, дети 6-7 лет гораздо внимательнее. Они способны сконцентрировать свое внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание. Для этих детей внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.

Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом, малой устойчивостью, они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут (подростки - 40-45 минут, а старшеклассники до 45-50 минут). У этих детей затруднено распределение внимания и переключения его с одного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Сначала дети действуют по указаниям учителя, работающие под постоянным его контролем, они постепенно приобретают умение выполнять задания самостоятельно - сами ставят цель и контролируют свои действия.

Очень часто встречаются невнимательные ученики, концентрируют внимание не на учебных занятиях, а на чем-нибудь другом - на своих мыслях, которые далеки от учебы. Когда такой ребенок смотрит в учебник, он не видит упражнение или правило, а целенаправленно изучает рисунок или текст, который не имеет отношения к сегодняшнему уроку.

Внимание таких детей хорошо развито, но ввиду отсутствия необходимой направленности они производят впечатление немного рассеянных. Невнимательные младшие школьники сильно отвлекаются, плохо концентрируют внимание, для них характерна неустойчивая внимание, что в значительной степени влияет на результаты обучения. Школьному психологу постоянно приходится выслушивать жалобы учителей и родителей на то, что дети данного возраста отвлекаются на уроках, является невнимательными и несобранными. Наиболее часто эти жалобы относятся к первоклассникам 6-7 лет. Их внимание действительно еще слабо организовано, и имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво, что объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

За время младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развивается умение переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, которые непосредственно определяют успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, такие дети лучше учатся, имеют лучшие показатели развития внимания. Сложность заключается в том, что различные свойства внимания развиваются не в одинаковой мере.

Наиболее подвержен воздействию объем внимания, он индивидуален, одновременно свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийному развитию. Успех тренировки внимания в  значительной степени определяется индивидуально-типологическими особенностями.

Выявлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или наоборот мешают оптимальному развитию характеристик внимания. Люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое внимание, легко переключаются. Для лиц с инертной и слабой нервной системой характерно неустойчивое внимание, которое плохо распределяется и переключается.

При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключение и распределения достигают средней эффективности. (Ермолаев О.Ю. и др. 1987). Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание только в конкретных пределах.

Невнимательность младших школьников - одна из самых распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки "по невнимательности" в письменных работах и при чтении - наиболее оскорбительные для детей. Как правило, наличие значительного количества таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов, общих особенностей развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), началом этапа овладения навыками организации учебной деятельности и другими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы.

Поэтому в начальных классах занятия по развитию внимания рекомендуются проводить как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей. Занятия по формированию внимания проводятся, как обучение "внимательному письму" и строятся на материале работы с текстами, содержащих различные типы ошибок "за невнимательность": замена или пропуск слов в предложении, замена или пропуск букв в слове.

Важным моментом процесса формирования внимания является работа ребенка со специальной картонкой, на которой выписаны "правила" проверки, то есть порядок операций при проверке текста. Наличие такой картонки является необходимой материальной опорой для овладения полным действием контроля. При работе с невнимательными учениками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.

Для проведения занятий психолог может использовать такие виды заданий:

1. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные, определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) на протяжении 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (методом сравнения); упражнения, основанные на точном воспроизведении какого образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и т.д.); задания типа: "перепутаны линии", поиск  скрытых фигур.

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка размещения предметов, которые предъявляют, а несколько секунд. Когда упражнение осваивается, число предметов постепенно увеличивается.

3. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается единовременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение задачи и прослушивания записи сказки и т.п.). По окончании выполнения упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

4. Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

При правильном выполнении заданий по развитию памяти и внимания, учитывая рекомендации психологов, учителя и родители могут значительно улучшить показатели этих важных психических процессов у детей младших классов.


Вернуться назад